Утверждена на заседании педсовета

Протокол № 34 от 10 мая 2010г

Директор школы: Г.А.Скворцова

 

 

ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

МОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района  Республики Татарстан

на 2010-2013 годы.


        1. Состояние проблемы

        Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года)

        Информатизация – внедрение современных средств обработки информации во все сферы общества, начало эволюционного перехода к информационному обществу.

В настоящее время состояние современного общества характеризуется сильным влиянием на него информационно-коммуникативных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное единое информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. На современном этапе  в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

2. Цели:

  1. Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.                       
  2. Развитие способностей обучающихся, удовлетворение их потребностей, подготовки к будущей самостоятельной жизни.

 

3. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: Поэтапное построение информационного пространства образовательного учреждения при условии обеспечения возможности обмена информацией для:

n     планирования и управления учебным процессом

n     администрирования деятельности образовательного учреждения

n     организации содержания обучения

Для этого необходимо:

  1. Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники,  новых информационных технологий.
  2. Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования ИКТ.
  3. Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
  4. Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
  5. Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности.
  6. Развивать контакты посредством Интернет.
  7. Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
  8. Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
  9. Участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образования.

10. Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.

4. Нормативно-правовая база программы:

К настоящему времени в Республике Татарстан уже накоплен существенный опыт работы в области информатизации образования. Вся деятельность в этом направлении ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми актами РФ и РТ, регламентирующими вопросы развития информатизации и использования ИКТ:

– Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года,

- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992г. № 3266-1,

– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р),

– Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803),

– Закон Республики Татарстан "Об образовании" от 19.10.1993г.  1982-XII,

– Распоряжение Кабинета Министров РТ (№201-р от 12.02.07 г.) о реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан.

– Постановление Кабинета Министров РТ "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование в Республике Татарстан" от 11.12.2006 г. № 617.

– Закон Республики Татарстан "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан" от 13.01.2004 г. № 3-ЗРТ.

- Республиканская комплексная целевая программа «Информатизация образования в республике  ТАТАРСТАН» на 2008-2010 годы, 

- Регламент работы учителей и школьников Республики Татарстан

в сети Интернет,

- Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе,

- Регламент работы образовательных учреждений с электронной почтой,

- Порядок обработки, передачи и приема документов по электронной почте,

- Инструкция по организации антивирусной защиты в образовательных учреждениях.

- Положение о школьной команде по информатизации школы.  

- Программа «Электронная Россия»

- проект "Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями"

5. Назначение программы 

Программа информатизации является важным средством в реализации основных приоритетных направлений модернизации образования и внедрения республиканской целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан». Программа рассчитана на все структурные подразделения ОУ: на педагогический и ученический коллективы, социально-педагогическую и психологическую службы школы, библиотеку, администрацию. Программа предполагает создание условий для внедрения и адаптации процессов информатизации в систему образования в рамках школы, предмета, конкретного урока,  использование информационных технологий в различных областях учебной деятельности, ориентацию на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества.

6. Анализ текущего состояния информатизации школы

Раздел 1. Общие сведения

№ п/п

Показатель

Значение

1

Субъект Российской Федерации

                                  Республика Татарстан

2

Полное название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района

 

3

Почтовый адрес

423100, Республика Татарстан, с.Черемшан, ул.Советская, 46

4

Количество используемых абонентских телефонных номеров

3

8(84396)2-57-35, 2-55-44, 2-58-47

5

Адрес электронной почты

Cher1_58@mail.ru

6

Интернет-сайт

sch-628.narod2.ru

7

Численность учащихся

338

 

Раздел 2. Техническая оснащенность

№ п/п

Показатель

Значение

8

Количество компьютеров (всего)

79

9

Количество компьютеров, используемых в учебном процессе

59

10

Количество компьютеров, используемых в административных целях

3

11

Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники

2

12

Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях)

23

13

Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе

45

14

Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы

есть

15

Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы

45

16

Количество принтеров

7

17

Количество сканеров

3

 

Раздел 3. Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения

№ п/п

Показатель

Значение

18

Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (количество)

44 наименования

19

Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет)

да

20

Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет)

да

21

Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) (да/нет)

да

22

Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет)

да

23

Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) (да/нет)

да

 

Раздел 4. Доступ в Интернет

№ п/п

Показатель

Значение

28

Наличие доступа в Интернет (да/нет)

да

29

Количество ПК, имеющих доступ в Интернет

11

30

Вид подключения:

Широкополосное подключение через аппаратуру цифрового доступа

 

     В школе обучаются 317  учащихся, это 17 классов: 6 классов начальной школы, 8 классов основной общеобразовательной школы, 3 класса средней

(полной) общеобразовательной школы. Все классы занимаются по программам общеобразовательной школы. 
Ежегодно ведётся   учебный предмет «Информатика и ИКТ» в 10, 11 классах, с  2007-2008 учебного года информатика как учебный предмет ведётся с 5 класса (в кадетских классах). Во 2 – 4 классах знакомство с компьютером и видами информации происходит в модуле «Информатика» в курсе предмета «Технология».  ОУ имеет 34 учебных кабинетов и лабораторий, кабинет психолога и библиотеку с читальным залом,  столовую на 126  посадочных мест, медицинский кабинет, 2 спортзала, две мастерские.

На текущем этапе создана электронная база  учебной литературы, начата работа по созданию электронной базы художественной литературы. База позволяет быстро найти информацию по учебникам, программам.  Также в библиотеке имеются электронные диски с различными программами по всем предметам. В компьютерном классе создана локальная сеть, которая объединила 11 компьютеров: Учителями-предметниками в текущем учебном году проведено 12 уроков с использованием ИКТ (биология, география, русский язык, татарский язык, история, обществознание). ИКТ применяются учителями и учащимися школы в исследовательской и проектной деятельности. Появилась выделенная линия для выхода в Интернет 128 кбит/с, что ускорило работу по созданию школьного сайта, но сайт по-прежнему хостится на бесплатном сервере в домене третьего уровня    sch-628.narod2.ru. Учителя продолжают повышать уровень ИКТ. Педагоги проходят обучение на базе районного Информационно-методического центра, а также своими силами внутри школы или дистанционно. Введены обязанности в должность заместителя директора по учебной работе школы по информатизации. Установлены и начинают функционировать программы автоматизации управленческой деятельности 1С:ХроноГраф Школа 2.5, интеракивная автоматизированная среда составления расписания и оперативного управления учебным процессом ХроноГраф 3.0 Мастер, программа «Ректор-Школа».

        Педагогический коллектив: 36 преподавателей, 30 преподавателей  имеют высшее образование, 25 человек – первую квалификационную категорию, 3 человека - вторую квалификационную категорию, в этом учебном году в школу пришел 1 молодой  специалист.
Практические  навыки работы на ПК имеют:
 30 учителей имеют ПК дома, из них 24 имеют выход в Интернет.
95% учителей могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ, 38% - подобрать программное обеспечение для учебных целей, 63% - найти материал в Интернет, 8% - оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала – 21%.  17 учителей прошли курсы повышения квалификации по ИКТ-технологии.

Ведется работа по совершенствованию сайта школы. Сайт содержит следующую информацию:

–       Главная страница (визитка школы, новости)

–       Нормативно-правовая база

–       История школы

–       Наши учителя

–       Цифровые учебно-методические разработки

–       Консультации психолога

–       Спортивная жизнь школы

–       Переменка

–       Интерактивный дневник

–       Внеклассная работа.

–       Наши достижения

–       Конкурсы

–       Информатизация

 

 Систематически учителя школы работают с электронной почтой, просматривают информацию на сайтах МО и Н РТ,  ege.edu.ru, других образовательных серверах. В дальнейшем также планируется активное участие учителей школы во всероссийских виртуальных педсоветах.

Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющей предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Учащиеся школы принимают активное участие во всероссийских конкурсах «Инфознайка», «КИТ».

Последние 3 года все внеклассные мероприятия школы проводятся с компьютерной поддержкой.

7. Приоритетные направления школы: 

Программа информатизации учреждения включает в себя 4 основных направления:

  Приоритетные направления деятельности администрации.

  Приоритетные направления деятельности  учителя

  Приоритетные направления деятельности  ученика

  Приоритетные направления деятельности  родителя

 Приоритетные направления деятельности  администрации 

1.     Автоматизация  организационно-распорядительной деятельности

2.     Ведение мониторинга качества обучения

3.     Электронный документооборот

4.     Проведение семинаров-практикумов  по внедрению информационных технологий в образовательный процесс

5.     Компьютеризация  школьной библиотеки

6.     Электронная база педагогических кадров

7.     Электронная  база по  учащимся

8.     Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц  отдельных школьных  проектов

9.     Размещение на сайте школы  локальных документов образовательного учреждения

 Приоритетные направления деятельности учителя

1.     Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.

2.  Дистанционное образование, повышение квалификации

3.  Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные  этапы  традиционного урока

4.     Создание Интернет–уроков, интегрированных уроков

5.      Уроки на основе готовых программных  продуктов

6.    Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек

Приоритетные направления деятельности  ученика

1.     Использование информационных  ресурсов  сети Интернет в ходе самообразования.

2.     Внеклассная деятельность: организация кружковой  и факультативной деятельности  на основе компьютерной  технологии.

3.     Тренировочное тестирование  по программе ЕГЭ, on-line тестирование.

4.     Компьютерные конкурсы.  

5.     Дистанционные  обучающие олимпиады.

Приоритетные направления деятельности  родителя

1.     Получение  информации  о расписании учебных занятий; о проводимых  школьных мероприятиях и о результатах успеваемости своих детей через сайт школы.

2.     Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

8. Сроки и этапы реализации программы:

Программа  разработана на 2010-2013 годы и предусматривает следующие этапы реализации:

1 этап – 2010 г. – оснащение школы техническими средствами обучения и информатизации (компьютерным, мультимедийным оборудованием). Обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям с параллельным сопровождением внедрения в практику:

- Организация деятельности школьной команды;

- Оснащение ОУ средствами информатизации (компьютерным,                                мультимедийным и другим оборудованием);

- Компьютерный мониторинг качества образования.

- Создание обучающей среды в рамках школы на основе информатизации учебно-воспитательного и управленческого процесса;

- Повышение ИКТ компетентности преподавателей на основе взаимодействия и сотрудничества с ИМЦ Черемшанского муниципального района РТ: обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям и их практическому применению;

2 этап – 2011-2012 гг. – интенсивное внедрение информационных технологий в практику повседневной деятельности администрации и преподавателей школы:

- Интенсивное внедрение ИКТ в практическую деятельность по всем направлениям образования и управления;

- Создание и развитие школьного банка образовательных и информационных ресурсов, мультимедийных разработок уроков;

- Создание автоматизированного рабочего места директора школы;

- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по УВР;

- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по национальному образованию;

- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по ВР;

- Промежуточный мониторинг:

-       уровня компетентности преподавателей в использовании ИКТ;

-       эффективности внедрения ИКТ.

-       Внедрение "электронного дневника" и "электронного журнала" в учебный процесс в течение 2010/2011 учебного года.

-       Создание в течение 2010/2011 учебного года не менее четырех "цифровых учебно-методических разработок" по каждому предмету учебного плана школы.

-       Размещение созданных "цифровых учебно-методических разработок" на сайте сетевого педагогического сообщества "Открытый класс" или других педагогических Интернет-сообществ для обсуждения и использования.

-       Заполнение шаблона и ежедневное обновление сайта образовательного учреждения в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан".

3 этап – 2013 г. – интеграция информационного пространства школы с муниципальным:

-  Анализ и корректировка деятельности всех структурных подразделений школы по использованию ИКТ;

-  Обобщение опыта информатизации ОУ;

- Обмен опытом по использованию ИКТ с общеобразовательными учреждениями Черемшанского муниципального района.

 - Анализ и корректировка деятельности по использованию ИКТ через систему ВШК, семинары-практикумы, работу ШМО;

 - Подведение итогов реализации программы;

 - Распространение накопленного опыта:

                - Выпуск методических бюллетеней;

                - Создание банка передового педагогического опыта;

                - Творческие отчёты педагогов;

                - Мастер – классы.

9. Ожидаемые результаты 

На уровне администрации:

1. Создание единой компьютерной системы управления школой;

  1. Повышение качества обучения в ОУ;

3.  Доступ педагогов и учащихся школы к глобальным информационным ресурсам;

4. Активизация методической работы педагогов;

5. Создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.

6. Создание нормативной базы (электронный офис);

7. Соответствие материально-технической базы школы уровню развития информационных услуг;

8. Применение ИКТ-технологий всеми участниками образовательного процесса;

9. Создание информационного банка данных школы по всем направлениям деятельности.

На уровне ученика:

1. Внедрение современных электронных средств поддержки и сопровождения в учебный процесс;

2. Применение электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;

3. Положительная мотивация учебной деятельности;

4. Определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка на основе компьютерного психолого-педагогического мониторинга;

5. Формирование информационной культуры школьников как основы их будущей профессиональной деятельности;

6. Свободный доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения;

7. Повышение уровня самообразования  учащихся.

8. Свободный доступ к образовательным ресурсам;

9. Развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, учебно-исследовательскую деятельность;

  На уровне педагога: 

1. Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;

2. Овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.

3. Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;

4. Овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.

5. Свободный доступ к образовательным ресурсам;

6. Дистанционное повышение квалификации;

7. Методический инструментарий: построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях;

8. Введение формы творческого отчёта: защита мультимедийных электронных материалов к урокам;

9. Широкое  использование автоматизированного контроля знаний, тестирования по различным школьным курсам.

Возможные риски: 

1. Нарушение здоровьесберегающих технологий (СанПиНы…);

  1. Низкий уровень подготовки педагогов, скептически относящихся к  вопросам ИКТ-компетентности;

3. Низкая заинтересованность педагогов в реализации проекта.

4. Недостаточность материально-технической базы в направлении информатизации.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz